Возврат кредитного авто не освобождает от выплаты кредита

Банки прогнозируют дальнейший рост неплатежей по кредитам. Уже сейчас эксперты называют цифру в 20%, но в НБУ оперируют пока только официальными показателями на уровне 2%.

Многим заемщикам ошибочно кажется, что выходом из положения может стать возрат авто банку. Сейчас уже многие заемщики так и делают, сами приежают, отдают авто и ключи от них. Но на этом проблемы с задолженостью только начинаются: сумма продажи залогового имущества зачастую не перекрывает задолженность по кредиту. «Если не смогу платить по кредиту, отдам машину банку — и все дела», — успокаивают себя заемщики. Банкиры хитро улыбаются и ставят перед фактом — машины будет недостаточно…

Ведь долг на момент взыскания чаще всего выше рыночной стоимости автомобиля. Аналогичная ситуация и со стремительно дешевеющей недвижимостью — заемщика могут выставить за дверь и требовать дальнейшего погашения оставшегося долга по ипотечному кредиту. «Количество проблемных кредитов в целом по банковской системе может увеличиться в начале 2009 года», — готовится к худшему вице-президент бизнеса «Индивидуальные финансы» Диамантбанка Анна Ткаченко. Банкиры, еще полгода назад живо раздававшие кредиты без первоначального взноса, не рассчитывали на столь резкое ухудшение экономики страны.

Теперь заемщики, которые брали кредит без первоначального взноса, столкнулись с массой проблем. Если они не смогут и дальше вносить платежи, то даже продажа квартиры или машины не перекроет весь долг банку. «Проблема возникнет для клиентов, которые брали кредит без первоначального взноса или с символическим в 5-10%. Суммы от продажи залога может не хватить на погашение задолженности», — утверждает начальник управления ипотечного кредитования Райффайзен Банка Аваль Евгений Демьянов.

Больше всего пострадают заемщики, взявшие кредит на автомобиль. Отдать банку машину и забыть о долге не получится, просто потому что автомобиль дешевеет быстрее, чем клиент возвращает долг. Ситуация была бы не такой трагичной, если бы не рост доллара, а именно в этой валюте многие брали кредиты. «Бывает, что денег, вырученных от продажи автомобиля, не хватает для погашения долга. Оставшуюся сумму клиент будет выплачивать согласно договору и графику погашения по нему», — объясняет руководитель по автокредитованию Приватбанка Андрей Ковтун. В его банке каждый день изымают у заемщиков по пять-шесть автомобилей.

Если заемщик взял кредит на автомобиль полгода назад, то его машина, с учетом роста доллара, уже подешевела на 50%. В таком случае отдать автомобиль банку — не выход из ситуации, ведь еще полкредита останется непогашенным.

Однако банкирам не выгодно забирать залог и продавать его. Банкам не нужны автомобили, которые сейчас практически никто не покупает. Главное — заставить клиента возвращать деньги. Поэтому банкиры сейчас уговаривают заемщиков и с радостью идут им навстречу. «Не бойтесь обращаться в банки, мы можем продлить сроки кредитования, уменьшая этим ежемесячные платежи», — утверждает Евгений Демьянов.

Андрей Ковтун, руководитель отдела по автокредитованию Приватбанка: «Чтобы подсчитать, сколько клиент останется должен банку или сколько банк ему вернет с продажи залогового автомобиля, надо узнать рыночную стоимость автомобиля. Затем, если кредит в долларе, пересчитайте его по нынешнему курсу и отнимите от полученной суммы рыночную цену использованного автомобиля, задолженность по телу кредита и проценты на текущий момент.

Наивно рассчитывать и на страховую компанию. Сейчас страховщики фиксируют рост обращений по «якобы» угону кредитного авто. Службы безопасности СК очень тщательно проверяют такие обращения и максимально тянут с выплатами возмещений.»

Очень непростая ситуация с кредитными авто затрагивает очень большое количество автомобилистов. В той или иной мере в кредит покупали около 700 тыс. автомобилей. Это почти 10% всего автопарка. Конечно, часть заемщиков уже рассчиталась с банками и спит спокойно, но еще львиная доля автомобилистов с опаской смотрит на курс доллара. По предварительной информации лишь 28% кредитов были гривневые.

В зоне риска находится около 350 тыс. автомобилистов. Если сопоставить данные о числе безработных (695 тыс. на 1 декабря) с прогнозом роста их числа до 3 млн. уже в 2009 году (оценки Государственной службы занятости), то вероятность динамичного роста проблемных кредитов чрезвычайно высока.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий